Представление о мире и его сотворения у тюркских народов.

МОДЕЛЬ МИРА У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

По представлениям древних кочевников на стыке Миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Мировое дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной поддерживающее небо. Корни его - в подземном мире, ствол — в земном, а крона — в небесном.

Классическое разделение мира - верхний (небо), средний (земля), нижний (подземный мир).

 

На вершине, в верхнем мире, царстве Ульгеня, живёт птица Самрук.
Каждый год в кроне дерева священная птица откладывает золотое яйцо — Солнце, которое проглатывает змея - дракон Айдахар, воплотившийся Эрлик, живущий в корнях  дерева жизни.
Это означает смену лета и зимы, дня и ночи, вечную борьбу Добра и Зла.

 

Ствол дерева, средний мир, место всего сущего. Там живут люди, животные, растения, горы и текут реки. Чем чище и более почитаемо животное, тем выше его расположение на дереве.
 

Корни "дерева" являются нижним миром, царством Эрлика, пристанищем для змей, живущих в норах грызунов, рыб. Монголы верили, что души умерших предков помещаются в рыб, их нельзя ловить и поедать.

В эпоху бронзы (II – I век до н. э.), широко распространились сцены,  где олени изображаются рядом с деревом. Постепенно образ оленя и Мирового дерева сливается в один, в итоге появляются  олени с древовидными рогами. Теперь сам олень является воплощением центра мира.
 

Весной часть веток с Байтерека, равных по размерам обычным деревьям, падает на землю, из них изготавливались амулеты, фигурки животных: волков, быков, овец, коней. Мастерились посохи, бубны для шаманов, дудки и рукояти для оружия.

Миропредставление древних, видоизменялось с тысячелетиями. То что дошло до наших дней, лишь тени.
Неизменно одно - деление мира на три части и образ мирового дерева.

 

 

МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

Кудай (Ульгень).
 

Кудай считается Верховным светлым Богом в мифологии алтайцев, казахов, хакасов, ногайцев и других тюркских народов.
На Алтае слово «Кудай» считалось нарицательным именем Ульгеня, нередко говорили «Кудай-Ульгень».

 

Вместе со своим братом Эрликом - который управляет нижним миром.
Создавали сушу и растения, горы, моря, деревья.
Кудай сотворил из глины человека, а Эрлик вдохнул в него душу.
Кудай сотворил собаку, но не дал ей шерсти, это сделал Эрлик.
Кудай создал первых животных — коня, овцу, корову, а Эрлик — верблюда, медведя, барсука, крота.
Кудай спустил с неба молнию, Эрлик - повелевал громом.

Постоянная борьба между братьями привела к спору кому быть творцом, Эрлик проиграл.
После они разделили народ между собой.

У Кудая было девять сыновей и дочерей, от которых берут начало все тюркские народы.
Дух-хозяин Алтая считается одним из сынов Кудая.

 

Внешность Кудая изображалась условно, в виде  человекоподобной фигуры, голова которой излучает сияние.

Примечание.
Возможно миф как и многие пережил трансформацию и слияние с связи с христианскими воззрениями.