Полевой сезон - закончен.
Продуктивный и плодотворный.
Пробовал новую технику, работал также не только над эстампажами, но и над своими картинами (во второй экспедиции).
С конца июля до конца августа работал в Чуйской степи, на р. Бар-Бургазы и Юстыд. Это на границе с Монголией. А с начала сентября до 13 октября, в нижнем течении р. Чуя, на левом берегу.
В Чуйской степи, я был с помощником, прилетал мой сын Валентин в отпуск, из Праги, а осенью более месяца ходил один.
Продуктивный получился сезон. В августе много работ сделал на комплексе «Туру-Алты», на реке Бар-Бургазы. Работать там сложно. Деревья там не растут, только полоса кустарника у реки. Горы – хаос сланцевых скал, склоны засыпаны острыми обломками сланца, смерть ботинкам. Тени нет, Солнце жарит, но при этом довольно прохладно. И непрерывно ветер, либо сильный, либо просто валит с ног, но холодный. Руки сгорели до волдырей за 2 дня, приспособился рисовать в перчатках.
Пейзаж – можно снимать фантастический фильм про Марс. Очень необычно и потрясающе красиво. С горы Чуйская степь как на ладони, реки, поселки, до ближайшего села Кокоря 20 км., а можно разглядеть даже отдельные дома. А небо, если бы я приехал писать пейзажи – писал бы небо.
От реки, где был наш лагерь, до горного отрога на котором находятся петроглифы идти минут 40. Но это мелочь, изображения рассеяны по всей горе, от подножья до вершины, на протяжении 3 – 4 км. Приходилось с низу в верх и с верху в низ, зигзагами, лазить по всей горе. Осматривать буквально каждый камешек. Никакой логики в расположении петроглифов там нет. Осматриваем идеальные, ровные, покрытые пустынным загаром скалы, ничего. Натыкаешься на ничем не выделяющийся среди других камень, лежащий на склоне, а на нем - большая, интересная , разновременная композиция, на камнях вокруг, иногда встречаются одиночные изображения. Следующая композиция может находиться на сотни метров от него.
Зато на самой вершине, изюминка этого места, огромная многофигурная и разновременная композиция, с потрясающими скифскими солнечными оленями. На скале они не очень выделяются, но древние художники несомненно посвятили их главному божеству – Солнцу. На плоскости обращенной к Солнцу, проходит по кругу созданный природой рельеф, напоминающий восходящее святило, возможно по этому древние мастера и выбрали эту скалу. Исходя из таких своих впечатлений, я и создавал эстампаж на полотне 1,8 х 2 м. Назвал его «Солнечный мир». Первый день убирал аккуратно все лишайники и работал еще 2 дня, рискнул оставить прикатанную ткань на скале на ночь, повезло, дождя и ветра не было, погода там может меняться каждые 2-3 часа. Я бы еще денек поработал, но на следующий день, к вечеру, появились тучи с явным намерением испортить погоду. Там синоптиков не надо, вся Чуйская степь просматривается до Чагана, и виден Северо-Чуйский хребет, это более 100 км. Пришлось сворачиваться, и правильно, ночью был ливень с сильнейшим ветром.
Дальше было решено идти в верховья реки Юстыд.
4 августа, я и Валентин, пошли в верховья р. Юстыд. Нужно было преодолеть 35 км., по степи и горам. По не проверенным данным в месте слияния рек Богуты и Нарын-Гол, встречаются наскальные рисунки на камнях древней морены.
Морены образуются в результате передвижения и таяния ледника, это огромные холмы из каменных глыб, глины, песка и т.п. остатков горных пород. Как будто здесь порезвился пьяный бульдозерист, на циклопическом бульдозере.
По всей долине Юстыда, непрерывно встречали разнообразные курганы, древнетюркские оградки и каменные стелы. Огромный, древний ритуальный комплекс. К моему удивлению, на стелах не увидели ни каких изображений. Местные жители рассказали, что в конце 90-х и начале 2000-х годов, все камни с рисунками вывезли, не знают куда. Надеюсь что в музеи.
До р. Богуты дошли за 1,5 дня. Лагерь утроили на небольшом островке, здесь река разбивается на протоки, растут кустики и даже несколько деревьев, больше в округе растительности нет, каменная пустыня. Инопланетный пейзаж. Правда, все время нужно бродить реку, не глубоко, выше колена. Вода обжигающе холодная, будто сотни иголок в ноги впиваются. Ну, дело привычное. Удивительно, эти суровые края, довольно плотно заселены, через каждые 2 – 3 км., юрта и тучные стада. Пастухи относятся к нам хорошо, угощают кумысом и сыром.
4 дня с утра до темноты лазил по моренам и окрестным горам, дошел до озера в верховьях, встретил пограничников, они спросили, есть ли документы, говорю – есть. На этом проверка закончилась. Сказали - дальше не ходи, там Бабай живет, в общем, Монголия.
Удалось найти лишь несколько одиноких фигур на отдельных камнях, очень плохо сохранившихся. Стихия и время почти все стерли. Очень досадно, упаковку с инструментами и красками даже не открывал, такое бывает. За то своими глазами увидел таинственный, красивый и строгий край. Решили идти обратно. По левому берегу Юстыда до Ташанты, 30 км. Докупить продуктов, и снова на Бар-Бургазы, еще 20 км.
Под Ташантой ночевали в голой степи, и тут разразилась настоящая буря, словно поджидала. Пытаешься уснуть, а палатку кладет ветром на спальник, темнота воет и стучит ливнем по тенту. Но к утру буря стихла, так и не сумев сломать палатку. Перешли через степь на прежнюю стоянку под Туру-Алты. Рюкзак с колесом, позволяет не очень обращать внимание на расстояние и вес снаряжения.
Еще неделю обследовали горную гряду. В награду за настойчивость, гора показала еще несколько потрясающих наскальных композиций.
И снова переход в Ташанту. Сейчас все работы с Туру-Алты готовим к публикации.
В сентябре поехал уже в одиночное путешествие. Приехал в Новосибирск уже в середине октября.
Конечно в это экспедиции было сделано большее количество картин, много новых открытий.
Снегом присыпало, минусовые температуры, вода застывала в котелке. Сложностями в путешествии в первой половине оказались не природные трудности, а обычные коровы, которые 2 раза сносили палатку, и трижды пакостили на стоянке ( не помогла даже перемена стоянки). Пришлось вспоминать древних и строить оборонительные сооружения вокруг стоянки.
Напишу об этом, как будет время.